Кто борется с миром, становится велик победою своею над миром; кто борется с самим собою, становится еще более велик победою над самим собой; тот же, кто борется с Богом, становится превыше всех.
Сёрен Керкегор, "Страх и Трепет"

telegram @maldoror


Поль Элюар, "Лотреамон"


Перевод - Сергея Борисовича Дубина
















До нас не дошел ни один портрет маркиза де Сада. Примечательно, что и Лотреамона тоже. Лица этих двух фантастических писателей-революционеров, отчаянная смелость которых вряд ли когда будет превзойдена, скрыты от нас во тьме веков.

Они неустанно боролись против фальши, против ловушек, что расставляет нам принижающая человека нищенская действительность. К набившей оскомину фразе: "Вы - это вы, и большим быть не можете", — они добавили: "Можете стать другими".

Своим неистовством Сад и Лотреамон сорвали с одиночества все его маскарадные наряды, и мы увидели, что все в этом одиночестве - любая вещь, существо, мысль или образ - старается вернуться к своей реальности без становления, избавиться ото всех тайн и мирно уснуть в своей ауре, не заботясь об окружающем.

Сад и Лотреамон отомстили за свое чудовищное одиночество, завладев унылым миром, в котором они вынуждены были существовать. В их руках - земля, огонь и вода, в их руках - бесплодная радость утраты, но в их руках и грозная сила оружия, а в глазах - гнев. Жертвы и палачи разом, они принимают вызов вечного покоя, зная, что скоро будут занесены его пеплом.

Они разрушают, давят, вгоняют в дрожь и разносят мир в клочья, двери любви и ненависти распахнуты - препятствий насилию нет, и своей бесчеловечностью оно действительно поднимет человека на ноги и никогда уже не оставит в покое, как постоянное движение не даето садку опуститься на дно. Выйдя из нор и столкнувшись с тщетой увлечений и разочарований, человек сможет утешиться лишь пьянящей силой собственного бреда. Он перестанет сторониться людей и самого себя. Сюрреализм - орудие познания, а значит, защиты и нападения - стремится пробудить в человеке глубинное сознание самого себя.

Сюрреализм стремится доказать, что Мысль - достояние всех и каждого; он стремится стереть существующие различия между людьми, а потому он отказывается служить абсурдному миропорядку, который зиждется на неравенстве, надувательстве и трусости.

Пусть человек откроет себя, познает себя - в этом он обретет силы, чтобы овладеть теми неисчерпаемыми богатствами материи и духа, которых едва ли не полностью лишен и которые ценой непомерных страданий вынужден был копить по крохам - ведь доставались-то они горстке привилегированных, слепых и глухих ко всему, что составляет величие человека.

Эпоха одиночества поэтов приходит к концу: сегодня они чувствуют себя людьми среди людей, чувствуют, что вокруг - их братья.

1937